Хонинговка цилиндров в домашних условиях
Хонинговка циллиндров двигателя. Стоит делать или нет?
Изначально хонинговка производится заводом-изготовителем как финишная операция для повышения маслоудерживающей способности поверхностей трения зеркала цилиндра. При значительных износах в процессе работы двигателя или в случаях задиров хонинговка исчезает. В этом случае требуется предварительная расточка под ремонтный размер и хонинговка.
Хонинговка двигателя – операция, когда на стенки цилиндров наносится сеть рисок глубиной на порядок меньше 0,05 миллиметра. Очень важно точно выдержать направление и частоту нанесения рисок. Требование одинаково и тогда обрабатываются предварительно расточенные до нужного размера и отполированные детали.
Правильно хонингованная поверхность имеет определенную степень шероховатости, помогающую удерживать достаточное количество моторного масла. Это обеспечивает защиту от износа и герметичность пары гильза-поршень.
- Присадка для бензиновых и газовых двигателей с пробегом более 50 000 км. Может применяться для форсированных и турбированных двигателей.Артикул:121144Объем:90 млРекоменд. цена:1660 руб.
Когда нужна хонинговка
Невозможно точно сказать, когда мотору понадобится расточка и хонинговка блока цилиндров – все очень индивидуально. Степень износа зависит от ряда факторов: качества бензина и моторного масла, стиля езды, работы охлаждающей системы и других параметров. Как правило, подобный ремонт требуется моторам с пробегом от 100 000 км.
Профессиональные автослесари-мотористы достаточно точно определяют, когда появились задиры, и мотору требуется хонинговка. Если вы заметите какой-либо из нижеперечисленных признаков, значит, нужно показать автомобиль специалисту:
Сизый дым появляется, когда поршневое кольцо не может полностью собрать масло с поверхности цилиндра, и оно сгорает вместе с бензином. Это следствие изменившейся геометрии внутреннего канала, по которому двигается поршень. Расход смазки увеличивается по этой же причине.
Провалы на холостом ходу и потеря мощности тоже обусловлены нарушением геометрии изношенного цилиндра. Поршневые кольца уже не так плотно прилегают к стенкам цилиндра блока, появляются микроскопические зазоры, через которые газы прорываются в картер. В камере сгорания падает компрессия, что и становится причиной падения мощности.Проскальзывающие мимо поршня продукты сгорания, не выполняют полезную работу, просто пролетают в картер. При одинаковой работе такой двигатель расходует больше горючего, чем полностью исправный агрегат. Отсюда повышенный расход топлива.
Что делать, если в моторе появились задиры
Выше уже отмечалось, что с задирами необходимо бороться сразу же. Если игнорировать проблему, состояние мотора быстро ухудшится. Износ будет идти по нарастающей: небольшая неисправность станет причиной следующей. Проблемы будут нарастать как снежный ком.
Если задиры еще совсем небольшие
Когда задиры совсем небольшие, можно решить проблему, не разбирая двигатель. Если износ не превосходит десятых долей миллиметра, купите и залейте в масло специальную присадку, например, Active Plus от российской компании «Супротек».
Это средство образует металлическую защитную пленку на парах трения. Специальная структура слоя позволяет восстанавливать изношенные поверхности (при небольших отклонениях от стандартных размеров и геометрии).
- Присадка для бензиновых и газовых двигателей с пробегом более 50 000 км. Может применяться для форсированных и турбированных двигателей.Артикул:121144Объем:90 млРекоменд. цена:1660 руб.
- Присадка для дизельных двигателей с пробегом более 50 000 км. Может применяться для форсированных и турбированных двигателей.Артикул:121168Объем:90 млРекоменд. цена:1690 руб.
Необходимо строго следовать инструкции, как в случае применения трибосостава Suprotec, так и при использовании средств от других производителей. Превышение допустимой дозы может привести к противоположному результату. Даже если вреда для механизма не будет, вы просто зря потратите деньги.
Когда присадки не помогают
Если применение присадок не дало нужного результата, значит, задиры уже слишком большие. В этом случае требуется расточка и хонинговка цилиндров ДВС. Эту операцию можно заказать в автомобильной мастерской, или выполнить самостоятельно.
Браться за хонинговку цилиндров своими руками следует только, если вы владеете навыками слесарного дела. Необходимо выдержать высокую точность: рисунок, образуемый на металле должен быть равномерным, штрихи должны сходиться под одинаковым углом.
Для этой работы потребуется специальное приспособление для хонинговки – хон. Выпускают два типа этих устройств – в виде «ершика» и в виде конструкции из трех брусков на центральном стержне. В гаражных условиях лучше использовать «ершик». Насадка с точильными камнями больше подходит для расточных станков.
- Хон нужно вставить в патрон дрели. Чтобы обеспечить точность ориентировки, нужно пользоваться хотя бы простейшими приспособлениями: рейкой подачи и уровнем. Если нарушить точность хода, хонингование будет с дефектами. Придется переделывать.
- На всем протяжении операции необходимо следить, чтобы обрабатываемая поверхность и приспособление для хонинговки цилиндров орошались достаточным количеством смазывающей жидкости. Как правило, используется керосин или его смесь с маслом.
- По завершении операции нужно обязательно очистить двигатель от стружки остатков абразивного материала. Используйте мыльный раствор, чтобы смыть все твердые частицы. Когда стенки высохнут, обработайте их специальным маслом, препятствующим коррозии.
- После хонингования рекомендуется дать двигателю некоторое время, чтобы пара цилиндр-поршень приработалась. В этот период следует избегать перегрузок, внимательно следить за качеством и объемом моторного масла.
Чтобы сделать процесс приработки более качественным и щадящим, можно использовать трибосостав Suprotec Active Plus и аналог. Преимущество средства российского производства – лояльная цена. По эксплуатационным характеристикам «Супротек Актив Плюс» не имеет зарубежных аналогов.
Главное преимущество хонинговки своими руками в том, что двигатель не обязательно демонтировать с автомобиля. Это сильно сокращает время выполнения операции. В тоже время следует помнить, что при высокой степени износа цилиндров эта мера не поможет – обязательно нужна расточка, полировка и затем хонингование.
Если износ уже значительный (например, когда эллипсность цилиндра превышает 0.1 мм, а конусность – 0.2 мм), необходимо проводить расточку цилиндров до ремонтного размера. В этом случае нужно купить специальные поршни, диаметр которых больше стандартных.
Растачивать цилиндровый блок необходимо в специализированной мастерской. В гаражных условиях выполнить эту операцию невозможно. Допуски точности очень строгие – десятые доли миллиметра.
Качественно выполнить эту работу могут только профессионалы, оснащенные современным оборудованием.
Как выполняется расточка
На первом этапе гильза растачивается на малой скорости. Из-за высокой прочности сплава большие скорости противопоказаны – пострадает точность. При обработке металла на малых скоростях верхний слой подвергается структурным разрушениям, поэтому его необходимо удалить. Для этого и нужна хонинговка.
Эта технологическая операция позволяет исправить мелкие огрехи, которые неизбежны при расточке. Обработка хонами позволяет довести канал цилиндра до идеально круглой формы (при правильном хонинговании эллипсность составляет не более 0.03 мм). Хонинговка после расточки выполняется в два этапа. Сначала стенки обрабатываются крупным абразивом.
Затем производится доводка брусками с мелким зерном. Двигатель и станок надежно закрепляются на специальном стенде. В рабочую зону непрерывно подается охлаждающе-смазывающая жидкость. На заключительном этапе обязательно выполняется промывка обработанной поверхности мыльным раствором, чтобы удалить стружку и частицы абразива.
В профессиональном оборудовании почти повсеместно используются алмазные хоны – они экономически выгоднее керамических.Чтобы снизить износ деталей при приработке узла «поршневое кольцо-гильза», рекомендуется использовать присадку для двигателя «Актив Плюс» от компании «Супротек». Этот триботехнический состав специально разработан, чтобы создать условия для комфортной работы силового агрегата. Состав оптимизирует зазоры в парах поршень-гильза, благодаря чему выравнивается компрессия по цилиндрам.
Также Suprotec Active Plus повышает эффективность работы гидрокомпенсаторов, улучшая смазку работающих узлов. Все эти факторы позволяют избежать излишнего износа деталей на стадии приработки.Также трибосостав «Актив Плюс» можно использовать для профилактики задиров на любых бензиновых двигателях, в том числе и оснащенных турбинами.
Это дешевле, чем ремонтировать изношенную цилиндропоршневую группу.
Последствия задиров и варианты решения
Признак | Проблема | Решение |
Повышенный расход масла | Поршневое кольцо не снимает остатки смазки со стенки цилиндра, угар | 1. Добавить в масло средство Active Plus от компании Suprotec.2. Если триботехнический состав не помог,в запущенных случаях – расточить и хонинговать блок цилиндра. |
Сизый цвет выхлопа | Относительно большое количество масла сгорает вместе с топливом, значительный угар | 1. Залить в масло триботехнический состав «Супротек Актив Плюс».2. Если состав не решил проблему, хонинговать цилиндры.3. В тяжелых случаях – расточить и хонинговать блок цилиндров. |
Нестабильная работа двигателя на ХХ | Неплотное сопряжение пары поршень-гильза. | 1. Использовать трибосостав Active Plus от компании Suprotec.2. Если первый пункт не помог – хонингование цилиндра.3. При большой выработке, глубоких задирах – расточка и хонингование БЦ. |
Снижение мощности мотора | Часть газов прорывается сквозь сопряжение поршня с цилиндром, не выполняя полезной работы | 1. Добавить в масло средство «Актив Плюс Бензин» от компании «Супротек».2. Если трибосостав не справился, провести хонинговку цилиндров блока.3. В запущенных случаях – расточить и хонинговать цилиндры. |
Повышенный расход горючего | Прорыв рабочих газов из камеры сгорания сквозь зазоры сопряжения пары «поршень-гильза». Мотору требуется больше топлива для достижения нужной мощности | 1. Использовать триботехническое средство «Супротек Актив Плюс».2. Если первый пункт не решил проблему – осуществить хонингование цилиндров блока.3. В запущенных случаях применить расточку и хонингование БЦ. |
Надеемся, наша статья помогла разобраться, нужна ли вашему «стальному коню» хонинговка цилиндров. Рекомендуем внимательно следить за состоянием двигателя, ведь это «сердце» автомобиля, без которого «ласточка» превращается в груду металла.
Правильные способы хонингования цилиндров двигателя
Под этим процессом первоочередно подразумевается абразивная обработка хонами (хонингованными головками) поверхностей. Абразивные тросики прикрепляются к головке специального инструмента.
Эта процедура является одним из этапов капитального ремонта моторов, она проходит для того, чтобы уменьшить шероховатость гильз и цилиндров, увеличить продолжительность работы двигателя.
Как же протекает данная операция мы раскроем далее в статье.
Что такое хонингование
Что же именно представляет из себя хонингование или расточка цилиндров? Как мы уже упоминали, это очень важный этап в починке движка, так как он выступает финалом в капитальных работах над силовой установкой автомобиля.
Расточка применяется к обработке не только уже нами перечисленных деталей, но и втулок, шатунов, постелей коленчатого вала и, более того, наносится на плоскости.
Теперь разберёмся в самом важном вопросе: для чего же проводить данную процедуру, и какую пользу получит от этого ваш железный конь?
Для чего нужно хонингование двигателя
Любая деталь не служит долго. Каждой, в своё время, требуется ремонт, но находчивый водитель знает, что существуют методы и подходы, которые и жизнь детали продлят, и сэкономят сбережения.
Хонингование блока цилиндров и есть один из таких выходов из положения. Что касаемо деталей двигателя непосредственно, то за свою службу они изменяются в параметрах.
Что ещё менее приятно, так это появление царапин повсеместно.
Как вам прекрасно понятно, всё это очень пагубно влияет на работу мотора в целом, и вот к ухудшению чего это приводит:
Поэтому стоит незамедлительно заняться ремонтными работами блока, чтобы в последующем не пришлось заменять кривошипно-шатунный механизм, а здесь речь идёт уже о совсем другой сумме. Также можно отметить, что при обработке можно поставить старые поршни на обновлённые гильзы, если они ещё в солидном состоянии.
Теперь поговорим о технологии обработки. Сама работа проделывается инструментом, от которого и пошло название операции, а именно – хоном. Он вращательными движениями проходиться по поверхностям, срезая слои металла совсем незначительных размеров.
Для скольжения рабочие используют смазочно-охлаждающую жидкость. Зачастую это всем нам известный керосин, но допускаются и другие варианты на основе водно-масляных эмульсий.
Главное – правильно рассчитать давление, чтобы добиться равномерной и правильной поверхности цилиндра.
Инструмент для хонингования
Основным профессиональным инструментом является конструкция, состоящая из брусков (абразивных материалов), которые отличны параметрами и уровнем абразивности. За счёт металлической оправы, в который закрепляются сами бруски, можно выставлять желаемые параметры. Головка, вокруг которой находятся бруски, муфтой присоединяется к штоку, который, в свою очередь, крепится в патрон станка.
К хонингованию вручную можно отнести два вида инструмента:
- Насадка для дрели или вообще шуруповёрта. Она напоминает по виду ёршик, ну а абразивным материалом выступает камни, закреплённые на кончиках пружинок.
- Устройство, складывающееся из трёх лап. Материал тот же, что и в предыдущем варианте, как и способ использования (т.е. при помощи дрели или шуруповёрта).
Целесообразность ремонта своими руками
Стоит ли проводить хонингование цилиндров своими руками? Лучше не рисковать и, если у вас есть возможность, прибегнуть к помощи специалистов, которые знают своё дело. Вам будет сложно создать нужное давление для получения нужной шероховатости поверхностей двигателей внутреннего сгорания. У человека, проводящего работу, не выйдут идеальные по форме детали.
Но, если вариантов не остаётся, то выбирайте устройства с тремя лапами.
Что лучше: хонингование или шлифовка цилиндров мотора
Разницей между двумя методами выступает то, что после шлифовки поверхность будет исключительно гладкой, а для того, чтобы задерживался смазочный раствор, должна присутствовать незначительная шероховатость. Поэтому, чтобы обеспечить качественное и обильное смазывание колец поршня, мы вам советуем прибегнуть именно к хонингованию деталей.
Конечно, некоторые мастера предпочитают не использовать хон, так как утверждают, что в любом случае в дальнейшей эксплуатации мотора образуется зеркало (так называется гладкая поверхность). Мы это не будем отрицать, но подумайте, как вы отсрочите следующий ремонт, если воспользуетесь щадящим хоном. Вы выиграете время и сэкономите.
Подведём итог нашей сегодняшней статьи. Не забывайте своевременно уделять внимание деталям вашего двигателя, как никак от него многое зависит. Надеемся, вам стали понятны плюсы, которые приносит с собой рассматриваемый способ обработки. Удачи вам и не забывайте оставлять комментарии ниже.
Хонинговка цилиндров в домашних условиях – Металлы, оборудование, инструкции
На сегодняшний день многие профессиональные мастерские выполняют хонингование цилиндров. Большинство людей не могут ответить на вопрос о значении этого термина. Так что же такое хонингование цилиндров и как его выполнить в домашних условиях?
Процедура подразумевает высококачественное обрабатывание внутренних поверхностей валов. Выполняется на финишной стадии капитального ремонта и отделки мотора. Статья подробно расскажет о том, что такое хонингование цилиндров, функциональное назначение процедуры и выполнение процесса своими руками.
Зачем проводить хонингование?
Выполнение процесса позволяет уменьшить уровень шероховатости для лучшего взаимодействия поршня и валов. Двигатель при эксплуатации теряет исходные характеристики, поэтому со временем появляются проблемы в его работе. Детали изнашиваются, на поверхностях образуются царапины и прочие дефекты. Это становится причиной следующих проблем:
- увеличенный расход топлива и масла;
- уменьшение мощности мотора;
- утрата компрессионных возможностей.
Чтобы предупредить указанные причины, которые могут спровоцировать более серьезные поломки, важно отремонтировать двигатель. Расточка и хонингование блока цилиндров поможет существенно продлить период эксплуатации мотора до следующего капитального ремонта.
В зависимости от принципа действия, хонингование цилиндров бывает следующим:
- Сухое, в котором не применяется смазочное вещество.
- Вибрационное – головка инструмента поддается дополнительной вибрации.
- Электрохимическое – одновременное воздействие механических сил и электрохимического влияния на заготовку.
- Плосковершинное – используется, чтобы удалить бугры и впадины на поверхности.
Стоит учитывать, что плосковершинное хонингование является наиболее эффективным, если сравнивать с притиркой и шлифованием. Лучшие результаты наблюдаются как по точности, так и по эффективности.
Основные преимущества
Если говорить о том, для чего выполнять хонингование цилиндров и что это такое, процесс являет собой полезный и результативный метод обрабатывания поверхностей мотора, благодаря достижению высокого уровня прочности. Непосредственно увеличивается уровень давления в валах, что повышает продуктивность двигателя.
По окончании процесса расточки поверхность покрывается специальной сеткой, способствующей более долгому сохранению масла. При работе детали трутся друг о друга, постоянно смазываясь маслом.
Необходимое оборудование
Работы выполняются с использованием специализированного оборудования. Хоны или хонинговальные головки, выступающие в качестве многобрусковых инструментов, содержат 5-8 брусков, чаще используются для обработки цилиндрических поверхностей. Режущие элементы устанавливаются путем центральной раздвижки с гидравлическим или электромеханическим приводом.
По конструктивным особенностям, хонинговальные станки делятся на следующие типы:
- исходя из размещения шпинделя – модели вертикального и горизонтального типа;
- согласно числу шпинделей – механизм с одной или несколькими деталями;
- исходя из типа обработки – для внутренней или внешней отделки.
Специализированные станки используются с целью отделки не только наружных поверхностей вращения вала, но и отверстий в концентрических деталях. Режущий инструмент станка оснащен мелкозернистыми брусками и закреплен на шпинделе. Приспособление для хонингования цилиндров служит гарантом точного выполнения процесса.
Работа хонов обеспечивается за счет специального механического стенда. По ходу используется керосин и вещество, в основе которого находится масло и керосин. В редких случаях при хонинговании гильз цилиндров применяют средство на водной основе вместе с добавками, не дающими развиваться коррозии.
Приспособление для хонингования цилиндров 32 89 мм используется для обрабатывания поверхностей двигателей внутреннего сгорания, тормозных валов и других составляющих, которые требуют точных размеров.
Этапы и особенности проведения
Убрать последствия деформации поможет соответствующая отделка, выполнение которой происходит в 2 этапа:
- Черновая обработка. Используется крупнозернистый абразив. Позволяет придать механизму первоначальный округлый вид.
- Обточка узла с применением мелкозернистого абразива. Рабочий аппарат представляет собой алмазный или керамический брус, находящийся на хонинговальной головке.
Принцип работы основан на движениях вращательного и возвратно-поступательного характера.
Наиболее производительным процессом обрабатывания является суперфиниширование. Используется преимущественно для обработки наружных поверхностей тел вращения и плоскостей. Такой способ также применяется при фабрикации ответственных деталей автомобильных и авиационных двигателей.
Важно помнить, что хонингование блока цилиндров может выполняться с использованием любого абразива. Совсем другое дело обстоит с обработкой цилиндра, проводить которое стоит на брусках с алмазным или керамическим покрытием.По завершении процесса рекомендуется тщательно вымыть двигатель, чтобы удалить остатки металлической стружки и полировочных паст. Для препятствия развития коррозийных процессов, механизм отдается на промывку керосином или другим составляющим. Для достижения идеально гладкой поверхности, специалисты также советуют выполнить финишную чистку, используя абразивную пасту.
Хонингование требует наличия специальных инструментов, поэтому обработка цилиндров своими руками является невозможной без использования сервисного оборудования. При этом плосковершинное хонингование может быть выполнено без посторонней помощи. Порядок работ следующий:
- Использование специального инструмента с абразивным материалом. При черновой обработке удаляется слой, который был поврежден, и происходит разравнивание шероховатостей.
- Далее работа осуществляется мелким абразивом, что позволяет добиться высокой точности. Для повышенной гладкости преимущественно использовать абразивные пасты.
По завершении работ мотор моется, чтобы удалить грязь и остатки металлических частиц.
: процесс хонингования цилиндра.
Область применения
Абразивная обработка такого типа широко применяется в автомобильной промышленности. Осуществляется хонингование цилиндров двигателя, обрабатывание отверстий шестерней и прочие работы.
Кроме этого, выполняется обработка сквозных и глухих валовых отверстий с гладкой или прерывистой поверхностью.
Процесс осуществляется после шлифовки, растачивания, зенкерования, развертывания и протягивания.
Сервисные центры выполняют работы в ходе капитального ремонта мотора. Цена услуг зависит в первую очередь от количества цилиндров в двигателе.
Источник: http://metmastanki.ru/honingovanie-tsilindrov-chto-eto-kak-sdelat
Как выполняется хонингование цилиндров и что это такое: преимущества процедуры и технология
Большинство людей, которые имеют лишь поверхностные знания о технике, не могут сказать, что означает термин «хонингование». Это слово имеет английское происхождение: переводится «to hone» как, «обтачивать», «точить». При помощи этого термина обозначают обработку внутренних поверхностей цилиндра.
Выполнение хонингования позволяет обеспечить очень высокое качество обработки поверхности блока цилиндров. К этой процедуре обычно прибегают на финишной стадии проведения капитального ремонта и обработки мотора.
Хонингование цилиндров: что это такое
Блок цилиндров представляет собой элемент, основная задача которого заключается в создании связи между ключевыми механизмами двигателя:
- коробка передач;
- головка блока;
- механизмы поршневой группы.
Наряду с выполнением основных задач блок цилиндров необходим для устранения шумов двигателя. Если запланирован капитальный ремонт, то специалисты находят время для проведения диагностики и этого элемента.
Дело в том, что блок цилиндров в процессе эксплуатации испытывает значительные нагрузки. Все это увеличивает вероятность его износа.
Новый цилиндр, как правило, имеет круглую форму, но постепенно становится овальным.
В свете того, что он работает достаточно долго и подвергается чрезмерным нагрузкам, его стенки могут получать повреждения и покрываться царапинами. Если в автомобиле имеется деформированный блок цилиндров, то впоследствии это может привести к довольно большим проблемам в работе транспорта.Во время выполнения ремонта двигателя специалисты вынуждены обследовать разнообразные узлы, в числе которых не обходят вниманием и цилиндр.
Воздействие постоянных нагрузок на цилиндр, приводит к тому, что его верхняя часть становится похожей на конус, а это может привести к уменьшению ступени уплотнения колец. Такая ситуация может увеличить риск прорыва газов и привести к увеличенному расходу масла.
Вместо привычной круглой формы цилиндр становится шероховатым. Проведение хонингования блока цилиндров позволяет вернуть ему заводскую округлую форму, а, помимо этого, создать максимально точное число штриховок на поверхности.
Этапы хонингования
Чтобы избавить блок цилиндров от последствий деформации, необходимо выполнить соответствующую обработку, которая предусматривает проведение двух этапов.
- Начинается все с выполнения черновой обработки, для которой применяют крупнозернистый абразив. Подобная процедура обеспечивает механизму его первоначальную, округлую форму.
- Суть второго этапа сводится к обтачиванию узла мелкозернистым абразивом. В качестве основного рабочего инструмента, который применяется при хонинговании, выступает керамический или алмазный брус, находящийся на хонинговальной головке.
Работа по хонингованию головки заключается в совершении вращательных и возвратно-поступательных движений. При помощи этого инструмента можно гарантировать максимально точное выполнение этой процедуры. Использование мелкозернистых абразивов позволяет очистить поверхность от царапин и зазубрин, а, помимо того, обеспечить оптимальную степень шероховатости.
Следует заметить, что процедуру хонингования блока можно выполнять с применением любого абразива. Если же обработке будет подвергаться цилиндр, то выбор следует останавливать на брусках, имеющих алмазное и керамическое покрытие.
Керамическое хонингование имеет ряд серьезных недостатков, среди которых следует, в первую очередь, выделить недолговечность применяемых абразивов.
Как сделать хонинговку своими руками – Справочник металлиста
Под этим процессом первоочередно подразумевается абразивная обработка хонами (хонингованными головками) поверхностей. Абразивные тросики прикрепляются к головке специального инструмента.
Эта процедура является одним из этапов капитального ремонта моторов, она проходит для того, чтобы уменьшить шероховатость гильз и цилиндров, увеличить продолжительность работы двигателя.
Как же протекает данная операция мы раскроем далее в статье.
Хонингование, что такое хонингование цилиндров при капитальном ремонте двигателя. Что такое хонингование цилиндров. Хонингование цилиндров своими руками
Хонингование цилиндров двигателя — мероприятие, с которым редко сталкиваются рядовые автовладельцы.
Оно, скорее, знакомо профессионалам сервисных центров или мастерам, что занимаются модификацией автомобильных моторов на серьезном уровне.
Сам процесс хонингования при этом более чем важен, поэтому продвинутый автолюбитель, интересующийся двигателями, должен иметь представление, что собой являет данная процедура, зачем она нужна и как она выполняется. Об этом далее в статье.
Хонингование, что это
Многим автовладельцам знаком термин «расточка мотора», которая может выполняться либо для повышения мощности двигателя, либо для устранения так называемого «эффекта конусности» при капитальном ремонте. Когда растачивание цилиндров силового агрегата завершено, нужно провести их хонингование.
Хонингование цилиндров является завершающей стадией их обработки.
Оно осуществляется с применением специального инструментария, поэтому самостоятельно провести хонингование мотора без сервисного оборудования не получится.
задача данного мероприятия — увеличение срока службы мотора, благодаря уменьшению износа элементов во время их приработки.
Хонингование цилиндров, что дает хонингование двигателю
Многие профессиональные мастерские занимаются хонингованием цилиндров мотора. Основной задачей хонингования является снижение шероховатости стенок цилиндров, что дает возможность повысить качество приработки поршневых колец и поршней.
В процессе работы силовой агрегат теряет свои первоначальные характеристики, в результате чего возникают проблемы в его работе. Элементы и детали мотора способны менять свою форму. Если посмотреть на цилиндры в разрезе, они имеют форму овала.
В процессе эксплуатации и/или ремонта на их поверхности остаются царапины и следы. Это влечет за собой такие проблемы, как:
- Потерю компрессионных способностей.
- Уменьшение мощности двигателя.
- Повышение расхода топлива и смазочного материала двигателя.
Этапы расточки и хонингования
Вышеописанные проблемы влекут за собой ремонт силового агрегата.
Если не сделать это вовремя, состояние цилиндров может отрицательно сказаться на работоспособности других механизмов, что приведет к более серьезным поломкам.
Бывают случаи, когда в результате откладывания ремонта приходилось делать замену всего кривошипно-шатунного механизма.
Происходит ремонт в несколько этапов:
- Рабочий растачивает все гильзы в соответствии с определенным ремонтным размером. Если ранее ремонт не выполнялся ни разу, расточка делается до первого размера. В обязательном порядке сделайте несколько миллиметров припуска.
- Выполняется хонингование для придания гильзам корректной формы и для снижения шероховатости.
Расточка и хонингование производится по этапам:
- Сначала происходит черновая обработка. Ее делают при помощи грубых абразивных материалов. Выполняется возвращение первоначальной формы.
- Растачивается цилиндр с помощью специального абразива. Хонингование происходит при помощи бруса с алмазным либо керамическим напылением. Брус расположен на хонинговальной головке, что вращается и выполняет движения вниз и вверх. Такое приспособление дает возможность иметь высокую точность в процессе выполнения хонингования. С поверхности цилиндров при помощи абразивных материалов удаляются царапины, поэтому возникает допустимая степень шероховатости.
- По окончании хонингования поверхность обработанного цилиндра очищается от мусора.
- Некоторые специалисты очищают поверхность при помощи специальной пасты.
Абразивный материал для хонингования
Для хонингования блока цилиндров достаточно наличия любого абразивного материала, однако для перехода к самим цилиндрам лучше использовать бруски с напылением из алмаза либо керамики.
Алмазные и керамические бруски
Керамические абразивы обладают свойством быстро изнашиваться, в сравнении с другими. Что касается алмазных абразивов, то они «экономят» физические усилия специалиста во время обработки. На поверхности цилиндра после алмазных абразивов остается больше металлических частиц.
Крупный абразив
Абразив с крупным зерном применяется на начальном этапе процедуры хонингования для формирования поверхности, которая довольно грубая, имеет повышенную шероховатость и глубокие риски.
Инструмент и приспособления для хонингования
Обычный станок не подойдет для выполнения хонингования, так как здесь требуется работа специального оборудования. Как уже было сказано выше, расточку делают с помощью брусков с абразивными материалами.
Количество этих брусков должно быть 5-8 штук. Для равномерной обработки необходимо, чтобы бруски располагались по всей поверхности цилиндра, который обрабатывается в данный момент.
О технологическом процессе хонингования цилиндров
Среди способов обработки деталей резанием есть операция, о которой стоит рассказать отдельно. Хонингование блока цилиндров выполняют на заводах, выпускающих двигатели внутреннего сгорания.
На основании многочисленных исследований эксплуатационных особенностей ДВС установлено, что повышение ресурса моторов возможно созданием условий сохранения смазки на внутренней поверхности гильз цилиндров нужно создавать мелкую насечку в виде сетки.
Во впадинах собирается смазка, способствующая снижению сил трения при работе силовой установки.
В качестве инструмента используются бруски, фиксируемые на специальных головках, совершающих вращательное движение, совмещенное с возвратно-поступательными перемещениями. Большинство полагает, что подобные устройства используются только для обработки только внутренних поверхностей. На самом деле существуют станки, где шлифуются цилиндры снаружи.
Особенности технологического процесса
Хонингование – это термин, появившийся в технологии обработки металлов резанием, из Англии XVII века. При создании крупнокалиберного оружия возникла необходимость обрабатывать внутреннюю поверхность пушек. Короткий ствол (5-7 калибров) давал возможность разогнать ядро до скорости 340-360 м/с.
Используя ствол, имеющий длину более 10-12 калибров, можно увеличить скорость до 450-480 м/с. Соответственно, дальность поражения цели увеличивается почти в два раза. Для морских сражений – это большое преимущество. Можно уничтожать корабли противника, не попадая под обстрел его пушек.
Проблема обработать цилиндр внутри решалась с помощью hone (хонов – точильных брусков, honing англ. – точить).
Первые установки были горизонтального типа. В них бруски устанавливались неподвижно, а вращение передавалось стволу. Чугунное изделие весило около 500 кг, за пару часов работы получали поверхность, близкую к идеальной. Попутно подгоняли и ядро. Старались получать литейные шары с минимальным зазором.
Наибольшее распространение подобная операция получила с развитием паровых теплосиловых установок. Длинный рабочий цилиндр (9-14 калибров). В нем перемещается поршень. Движение происходит за счет подачи пара из парового котла.
Наружное хонингование нужно для деталей большой длины. Такие встречаются в ткацком производстве, где применяют кулисные механизмы.
У них сложное возвратно-поступательное движение, преобразованное из вращательного. Камень, так называется деталь, движущаяся по цилиндрической поверхности, поступательно перемещается по кулисе.
Полученное движение используется для движения челнока между нитями будущей ткани.
Принято различать:
- сухое хонингование, производимое без подвода смазывающих охлаждающих жидкостей (СОЖ);
- мокрое, выполняемое при подаче СОЖ в зону обработки.
Результат хонингования поверхности: микронеровности до обработки (а); сглаженные микронеровности после точения (б)
Полностью выравнивание не происходит. Стачиваются только острые вершины. Снимаются доли миллиметра, но этого уже достаточно, чтобы детали при взаимном перемещении оказывали минимальное сопротивление.
В ДВС система смазки осуществляет принудительную подачу смазочных материалов. Они оседают в промежутках между вершинами.
Например, в двигателе МеМЗ-968 (использовался в ЗАЗ-988М) зазор между поршнем и стенкой цилиндра составлял всего 0,062±0,004 мм. У современных автомобильных ДВС эта величина находится на уровне 0,032±0,0027 мм.Лучшее уплотнение позволяет более эффективно использовать давление газов в рабочем цилиндре.
Особенности инструмента для хонингования
Инструментом для хонингования служит головка. В ней располагается регулировочный стержень 1. Изменяя его длину (закручивая или раскручивая гайки), добиваются изменения положения абразивных брусков.
Внутри головки смонтирован двусторонний конический регулируемый стержень 1, посредством которого радиальные стержни вместе с абразивными брусками раздвигаются, регулируя диаметральный размер и компенсируя износ абразивных брусков 4. Перемещение возможно до 0,5…2,8 мм. По мере износа нужно восстанавливать размер обтачивания, поэтому у оператора станка есть возможность получать нужный размер без замены брусков.
Специальные цилиндрические фиксаторы 5 не позволяют изменять выставленный размер. Точность обработки соответствует 1-2 классу. Можно добиться зеркального блеска получаемой поверхности.
Хонинговальная головка используется со специальным станком 3Г833. В нем имеется вертикальный жесткий вал. Он позволяет получать жесткое вращение инструмента без признаков биения.
Конструкция хонинговальной головки: 1 – стержень для изменения наружного диаметра раздвижения хонов; 2 – обрабатываемая деталь; 3 – шпиндель; 4 – бруски абразивные; 5 – цилиндрический фиксатор
Наружное хонингование выполняется на приспособление, которое может быть установлено на токарные станки. Для крупных станков типа ДИП-300 или ДИП-400 применяют головку наружного хонингования ХНП-150. Она позволяет производить наружное полирование деталей диаметром до 150 мм.
Головка наружного хонингования ХНП-150: 1, 2, 7 и 8 – бруски абразивные; 3, 6 – колодки фиксирующие разжимные; 4, 5 – скобы для фиксации
В шпиндель станка устанавливают деталь. На суппорте располагают приспособление для хонингования. Вращающаяся деталь находится в зоне действия брусков, которые обтачивают поверхность. Выполняется продольная подача инструмента в разные стороны.
Электрохимическое хонингование
При производстве техники для освоения космического пространства механической обработки бывает недостаточно, чтобы получать нужную чистоту и точность. Поэтому используют электрохимические методы.
Установка для электрохимического хонингования: 1 – вал приводной; ртутный токосъемник; 3 – труба подачи электролита; 4 – головка хонинговальная; 5 – источник постоянного тока; 6 – обрабатываемый цилиндр; 7 – катод; 8 – абразивы (бруски); 9 – жидкостный насос
В этой установке используют графитовые бруски с напыленным абразивом. Вращающаяся головка заставляет перемещаться электролит по обрабатываемой поверхности. С графита заряд передается на цилиндр. Основная обработка выполняется жидкостью, а абразивные частицы дополняют процесс, увеличивая производительность труда.
На подобных установках можно обрабатывать даже довольно прочные закаленные стали, имеющие твердость HRC 55-65 единиц.
Схема процесса хонингования цилиндра: 1 – приводной вал; 2 – шарнир; 3 – головка хонинговальная; 4 – цилиндр съемный (гильза); 5 – абразивный брусокНа представленной схеме следует отметить наличие угла α. Он определяет получение перекрещиваемых линий, образующих сетку, при поступательном движении хон вверх и вниз. 2α – угол скрещивания двух взаимнопересеченных линий при прямом и обратном движениях.
I, II, III – это ряд последовательных положений абразива за два хода вверх и вниз.
Реальная головка в работе на блоке
Реальная поверхность внутреннего пространства цилиндра после обработки
Режимы обработки
Чтобы моторное масло надежно удерживалось на внутренней поверхности цилиндра, создается шероховатость (сетка). На идеально ровной стенке любая жидкость будет стекать, а при наличии макроскопических неровностей она будет удерживаться. Больше площадь контакта, меняется и направление действующих сил.
В рабочем цилиндре двигателя создаются условия для взаимодействия через масляную пленку между деталями цилиндропоршневой группы. Для ряда ковких чугунов установлено, что эта величина должна составлять 12…25 мкм. Глубина впадин находится на уровне 8…18 мкм. Оптимальный угол для сетки составляет α = 30-35 ⁰.
- Риски наносят при первом хонинговании с использованием брусков, имеющих зерно 150 единиц (150 зерен на 1 см). Глубина образуемых рисок может достигать до 120-160 мкм.
Однако, использовать сразу после подобной обработки детали нельзя. Износ поршневых колец при высокой температуре газов будет довольно интенсивным (но некоторые производители выпускают двухтактные двигатели с подобной обработкой, у них невысокий моторесурс). - Вторая обработка ведется обязательно в среде СОЖ. Используют бруски с зерном 400…500 единиц. Здесь стачиваются острые кромки на рисках. Глубина впадин уменьшается до 45-60 мкм.
- Финишная обработка позволяет получать требуемые параметры на стенках цилиндров.
- При необходимости производят карцевание. Здесь выполняется не обтачивание, а прикатывание поверхностных выступов. Размер практически не меняется. Происходит уплотнение самой поверхности. Обычно такую операцию выполняют для цилиндров гоночных автомобилей, работающих на предельных режимах эксплуатации.
Карцевание выполняют специальными щетками
Карцевание применяют и при наружной обработке некоторых деталей ДВС. Так поступают для поршневых пальцев и шеек коленчатого вала.
Хонинговальная головка
Бруски абразивные
Хонингование в домашних условиях
Можно услышать вопрос: «Можно ли выполнить хонингование цилиндров своими руками в домашних условиях?»
Профессионалы отвечают, что нельзя. Однако, если очень хочется, то можно. Но приобрести специальные станки для горизонтального или вертикального выполнения подобной операции затратно. Однако тут используют иной инструмент. Его называют дрынохон.
Дрынохоны выпускаются разными наружными диаметрами
С помощью электродрели или шуруповерта можно в мастерской после разборки двигателя произвести поверхностную обработку, применяя дрынохон. Они бывают спирального типа. Встречаются и радиального.
: хонингование цилиндров (теория).
На валу установлены ветви, на их концах размещены резиновые головки с напыленным абразивом. Обычно размер зерна составляет 500-600 единиц. Глубокую обработку провести сложно, а финишную сумеет любой домашний мастер.
При выполнении подобной работы нужно предусмотреть использование СОЖ. Многие сходятся на том, что керосин является идеальной смазкой для самодеятельного мастера.
[autor_bq]